"Видновская средняя школа № 7" - неофициальный сайт
142700, Московская область,
Ленинский район, город Видное,
Жуковский проезд, дом 10
Контроллеры "ОВЕН" — это устройства, которые используются для автоматизации различных процессов в промышленности и бытовых системах.
Подробнее...Обучение на тренера тренажерного зала включает в себя несколько этапов
Подробнее...Майнинг криптовалюты - это процесс подтверждения транзакций и добавления их в блокчейн.
Подробнее...Начать карьеру продакт менеджера можно следующим образом
Подробнее...Контекстная реклама - это форма интернет-рекламы, которая отображается пользователям на основе содержания веб-страницы, которую они просматривают, или на основе ключевых слов, которые они вводят в поисковых системах.
Подробнее...Если захотите расслабиться и сыграть как следует, стоит сделать выбор в пользу тех платформ
Подробнее...Одним из компонентов воспитательной системы школьного образования является работа своего краеведческого музея, ведущего реальную патриотическую, историко- культурную, нравственную и другую воспитательную деятельность.
Подробнее...ПУБЛИЧНЫЙ ОТЧЕТ 2007-2008 учебный год
Подробнее...«Школа успеха»
Подробнее...АДРЕСОВАНО УЧЕНИКАМ
Подробнее...Программа работы НОУ «Лидер». 2012-2013 год.
Подробнее...ОФИЦИАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ: ДРУГИЕ
Подробнее...Оценка рисков, идентификация, профессиональные риски — об этих понятиях вспоминает каждый ответственный по охране труда, когда его спрашивает проверяющий или компания, предлагающая взять на себя всю работу по оценке рисков. И каждый раз приходится судорожно вспоминать: «А есть ли у нас это? Нужно ли нам это и как это сделать?»
Профессиональные риски – это вероятность причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных и опасных производственных факторов именно при исполнении работникам обязанностей по трудовому договору или в иных случаях, установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами (Статья 219 Трудового Кодекса Российской Федерации).
Стандарт ISO 45001:2018 «Система Системы менеджмента охраны здоровья и безопасности труда. Требования и рекомендации по применению» определяет: «Риск в области охраны здоровья и безопасности труда — это комбинация вероятности возникновения опасной производственной ситуации или воздействия(й) и серьезности травмы или ущерба для здоровья, которые могут быть вызваны этой ситуацией или воздействием(ями)».
Согласно статье 209 Трудового Кодекса Российской Федерации «управление профессиональными рисками – это комплекс взаимосвязанных мероприятий, являющихся элементами системы управления охраной труда и включающих в себя меры по выявлению, оценке и снижению уровней профессиональных рисков».
Для простого понимания такого процесса, как управление профессиональными рисками, можно взглянуть на изображение ниже. На нём типовой процесс управления профессиональными рисками представлен в виде замкнутого процесса.
Такая кольцевая схема хорошо иллюстрирует, что данная модель непрерывная: сначала идет идентификация опасностей и обнаружение рисков, потом анализ и оценка рисков, за ними планирование предупредительных и компенсирующих мероприятий, далее их внедрение, и в итоге контроль и расчёт эффективности, который снова переходит в идентификацию (не стоит понимать это буквально).
Это непрерывный процесс, который является неотъемлемой частью системы управления охраной труда в организации. Всё не должно ограничиваться только оформлением карты рисков.
Обратите внимание: можно заказать услугу по проведению оценки профессиональных рисков у специализированной компании, но важно понимать, как была проведена данная работа и каким получился её результат. Проведение работы по оценке рисков не должно становиться делом формальным, проводимым просто для галочки.
Для эффективной работы всей процедуры оценки рисков необходима вовлеченность внутренней комиссии организации, которая проанализирует опасности, обнаружит риски, разработает профилактические меры.
А самое главное исполнит требования Типового положения о системе управления охраной труда, утвержденном Приказом Минтруда России от 19.08.2016 №438н (далее — Типовое положение №438н):
-п.33 (выберет порядок реализации оценки уровней профессиональных рисков),
-п.35 (определит опасности, представляющие угрозу жизни и здоровью работников),
-п.39 (установит способы исключения или снижения уровней профессиональных рисков) ;
Управление профессиональными рисками — процесс постоянный. Мы не можем просто произвести оценку уровня профессионального риска на рабочих местах на текущий момент и на этом забыть. Ведь завтра нам в организации могут установить технологическую линию по производству новой продукции, привезти на хранение опасные вещества, увеличить объемы производства и хранения или просто появиться новая профессия, а значит, могут появиться новые риски и опасности.
Здесь прослеживается сходство со специальной оценкой условий труда (далее по тексту – СОУТ), когда ее необходимо провести внепланово при изменении технологического процесса или при возникновении несчастного случая. При оценке рисков то же самое. Произошел травматизм — требуется пересмотр идентификации рисков, вероятности тех или иных событий, ведь увеличилась частота несчастных случаев.
Тяжесть вероятного ущерба растет пропорционально увеличению числа людей, подвергающихся опасности. Для наглядности понимания можно представить две компании – в одной работает тысяча человек, в другой всего десять, разумеется, риски выше в первой.
Оценённые профессиональные риски всегда подлежат управлению. В конкретном случае управление должно выражаться описанием и измерением.
Процедуры выявления опасностей и оценки уровня профессиональных рисков должны постоянно совершенствоваться и поддерживаться в рабочем состоянии с целью обеспечения эффективной реализации мер по их снижению. Мы не должны зацикливаться на одном методе или процедуре, а должны постоянно их усовершенствовать.
Эффективность разработанных мер по управлению профессиональным рисками должна постоянно оцениваться. К примеру, мы провели работу по оценке рисков, разработали мероприятия по их снижению в начале года, а в конце года провели анализ их реализации и эффективности деятельности. В результате нужно ответить на ряд вопросов, например: «Привели ли эти меры к снижению травматизма? Появилась ли осведомленность работников с рисками в их работе? Внедрили ли какие-то технические средства для снижения рисков возникновения аварийности?» И ряд других вопросов.
Лайфхак. Периодичность пересмотра эффективности мер необходимо закрепить в своих нормативных актах.
Так, например, проведение повторного инструктажа – тоже можно считать мерой по снижению рисков. Внедрив в порядок проведения инструктажа элементы тренировок, выдачу учебных материалов, показ видеоматериалов, тестирования для проверки уровня знаний. Последовательно перебирая и усовершенствуя мероприятие за мероприятием, мы можем улучшить каждое из них.
Необходимость проведения оценки профессиональных рисков в организации
В настоящее время компаниям не стоит останавливаться на проведении СОУТ. Оценка профессиональных рисков также необходима. Ведь зачастую именно про неё в первую очередь спрашивают работники государственной инспекции труда и прокуратуры при расследовании несчастных случаев на производстве и задаются вопросами, были ли оценены риски, какие мероприятия проводились, был ли ознакомлен с рисками пострадавший работник.
Инспекторский состав Ленинградской и Московской области уже в достаточной мере «набил руку» и знает, какие документы запрашивать в первую очередь при возникновении травматизма в организации.
Эта же тенденция дошла и до других регионов, когда проверяющие интересуются проведенной работой в области профессиональных рисков.
Как правило, постоянные законодательные нововведения попадают в топ-лист задач у надзорщиков в рамках плановых и внеплановых проверок по ОТ. Чтобы этого избежать, нам необходимо работать на опережение, занимаясь оценкой профессиональных рисков.
Главный нюанс заключается в том, что оценивать риски придется только для сотрудников, работающих по трудовому договору. Частой ошибкой многих становится то, что под оценку рисков попадают и работники сторонних компаний (представители охраны, учащиеся учебных заведений и др.).